От нечего делать, иногда читаю книги по истории советского тепловозостроения. Наткнулся на несколько интересных фактов.
Все знают тепловоз ТЭ3.
Справка из Википедии: ТЭ3 (тепловоз с электрической передачей, 3-я модель) —советский двенадцатиосный (тип 2(30—30)) грузовой тепловоз мощностью 2×2000 л.с.. Выпуск опытных ТЭ3 был начат в 1953 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения, а с 1956 года был начат их крупносерийный выпуск.
Тепловоз ТЭ3:
На каждой секции тепловоза был установлен десятицилиндровый двухтактный дизель 2Д100 с вертикальным расположением встречно-движущихся поршней с прямоточной продувкой. Прототипом дизеля 2Д100 служил судовой дизель фирмы Fairbanks-Morse типа 38D8⅛, который был снят с одного из военных катеров поставляемых по ленд-лизу. Двигатель был разобран, обмерян и все размеры были переведены на нашу систему исчисления.
Двигатель 2Д100:
Двигатель Fairbanks-Morse Model 38:
Fairbanks-Morse Model 38 - по большей части судовой двигатель. Разработан он был перед самой Второй мировой войной, поставлялся Флоту США в больших количествах, и преимущественно использовался в постройке субмарин. Как писалось выше, он ставился так же на военные транспортные и десантные катера, малые военные корабли, где использовалось несколько таких дизелей сразу.
Субмарина USS PAMPANITO (SS-383):
Дизельный отсек субмарины:
В послевоенное время данным типом двигателей оснащались гражданские грузовые суда.
Phoenix Star: (построен в 1968 году, имеет на борту 4 дизельных двигателя Fairbanks-Morse 12-38D8⅛)
Дизельный отсек:
В США, начиная с 1939 года, модификации этого дизельного двигателя ставились и на жд технику.
Пик производства пришёлся на 40-50гг. В этот период появилось несколько линеек тепловозов, капотных и безкапотных.
FM H-12-44: (6 цилиндров, 1200 л.с.)
FM H-10-44: (6 цилиндров, 1000 л.с.)
FM H-16-66: (8 цилиндров, 1600 л.с.)
В конце 50х годов, из-за финансовых проблем производство и продажа тепловозов с двигателями Fairbanks-Morse постепенно закончилось. Последний проданный локомотив отправился в 1963 году в Мексику.
В нашей стране аналог - 2Д100 дал начало целой линейке двигателей семейства Д100, таких как 4Д100, 6Д100, 7Д100, 9Д100, 10Д100, 11Д100, 12Д100. Применялись они в опытных и серийных тепловозах и в составе генераторов дизельных электростанций.
Дизельный генератор 7Д100:
(фото с сайта )
Дизельный генератор 11Д100М:
Наиболее широкое распространение получил двигатель 10Д100, усовершенствованный и турбированный потомок 2Д100.
Дизель 10Д100:
В СССР это был самый массовый локомотивный двигатель, таковым его можно считать и по сей день. Дизель 10Д100 устанавливался на тепловозы широкого семейства ТЭ10.
2ТЭ10 (ТЭ12):
ТЭ10:
ТЭП10:
2ТЭ10Л:
2ТЭ10В:
2ТЭ10М (3ТЭ10М):
4ТЭ10С:
2ТЭ10У,УТ (3ТЭ10У)






Ответить с цитированием




